Предмет: биология
Тема: Морские водоросли и их
значение
Класс: 6
Учитель: Борейко Елена
Валентиновна
Город: г. Калуга, МОУ средняя
школа №6
CD: "Уроки биологии 6 – 7 класс"
Цель:
- Познакомить учащихся
с особенностями строения
морских водорослей.
- Расширить
представление о разнообразии
водорослей, об их
хозяйственной ценности и
значении водорослей в природе.
- Формировать умение
работать с демонстрационным
мультимедийным
- материалом,
иллюстрациями учебника.
Оборудование: Компьютер,
видеопроектор или большой TV, CD-диск
фирмы "Кирилл и Мефодий" "Уроки
биологии 6 – 7", урок 21, таблица
"Морские водоросли".
Ход урока.
I. Организация класса.
II. Проверка знаний.
1) 4 учащихся работают по
дидактическим карточкам.
Карточка 1. Рассмотреть
рисунок. Какие части клеток
обозначены цифрами 1 – 4?
Перепишите текст, вставляя
пропущенные слова. "
Хламидомонада через оболочку
поглощает ..... . На свету в
процессе ..... образуется ..... и
выделяется ..... . Хламидомонада
при дыхании поглощает ..... и
выделяет ..... ."
Карточка 2. Выпишите
номера признаков, которыми
обладают одноклеточные
водоросли.
- Питаются готовыми
органическими веществами.
- Хлорофилл находится
в хроматофоре.
- Имеется чётко
выраженное ядро.
- Не имеют хлорофилла.
- Ядерное вещество
распылено по цитоплазме.
- Питаются
органическими веществами,
полученными в процессе
фотосинтеза.
- Состоят из большого
количества клеток.
- Состоят из одной
клетки.
2) Опрос Д / З.
1 уч-ся: В чем проявляется
усложнение строения
многоклеточных зелёных
водорослей по сравнению с
одноклеточными.
2 уч-ся: Рассказать о
многообразии зелёных
многоклеточных водорослей.
III. Изучение нового
материала.
1) Введение в тему урока.
Зелёные одноклеточные и
многоклеточные водоросли,
изученные на предыдущих уроках
– это водоросли пресноводные,
небольшие по своим размерам.
Сегодня мы с вами познакомимся с
более крупными водорослями,
обитающими в морях и океанах и
образующие у берегов подводные
заросли, а также выясним какова
хозяйственная ценность этих
водорослей и их значение в
природе.
2) Классификация морских
водорослей и их особенности.
А)
Морские водоросли
|
Бурые
Помимо хлорофилла в
хроматофорах содержится
бурый пигмент – фукоксантин.
|
Красные
Красный пигмент –
фикоэритрин селятся на
большей глубине в силу
способностей улавливать
синие и фиолетовые лучи
солнечного спектра, которые
проникают в толщу воды
значительно глубже, чем
оранжевые и красные,
необходимые для зелёных
растений.
|
Б) Знакомится с особенностями
этих водорослей, мы будем с
помощью компакт – диска.
Просматривая урок, вы должны
обратить внимание на следующее:
Строение: Хотя тело этих
водорослей расчленено на части,
напоминающие корень, стебель,
лист, но это лишь части слоевища,
а не вегетативные органы, а
вместо корня – ризоиды.
Многообразие: Видовой состав
красных и бурых водорослей
меняется с увеличением глубины.
Практическое значение морских
водорослей: В недалёком будущем
морские водоросли займут в нашей
жизни не меньшее место, чем рыба,
так как они содержат много
ценных питательных веществ.
3) Работа с компакт – диском (фирма
"Кирилл и Мефодий"), "Уроки
биологии 6 – 7", урок 21. Урок
демонстрируется на экран
большого TV.
По окончании работы учащиеся
отвечают на вопросы (вопросы
подготовлены по содержанию CD –
диска):
-
Какие части тела
различают у ламинарии? (слоевище
и ризоиды).
-
Какие водоросли могут
обитать на большей глубине и
почему? (Красные. Пигменты
позволяют улавливать солнечные
лучи на значительной глубине).
-
Что такое ризоиды?
Почему их нельзя назвать корнями?
(Ризоиды – ветвистые нитевидные
клетки, с помощью которых
водоросли прикрепляются к
грунту. От корней отличаются
строением и функцией – не
всасывают воду с растворёнными
минеральными веществами.)
-
Каково значение и
использование водорослей? (Для
ответа на вопрос учащиеся не
только вспоминают содержание
урока, но и работают с учебником,
стр. 60, рис. 40). Также составляют
таблицу:
Что получают из морских
водорослей: продукты питания,
корм для скота, удобрения, агар-агар,
йод, бумага, спирт, клей,
лекарства, кислоты, краски.
Итог урока:
Морские водоросли очень
разнообразны, имеют большое
значение в природе и жизни
человека.
С возникновением
многоклеточности у водорослей
наметился переход к специализации
тканей и органов.
IV. Домашнее задание:
параграф 12(до конца), ответить на
вопросы 5 – 11 (устно).
V. Закрепление.
1. Почему водоросли – низшие
растения? (нет настоящих органов).
2. Чтение дополнительного
материала. (учебник, стр. 62).
|